Положение о территориальном планировании

11.10.2013 11:46 Положение о территориальном планировании

 

 

 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

 

 

 

муниципального образования

КОЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Смоленского района

Смоленской области

 

ТОМ II

 

ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2013
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПОСЕЛЕНИЯ

6

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

8

3.1. Экономико – географическое положение

8

3.2. Прогноз численности населения

11

4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОСНОВНЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ЗОНАМ

18

4.1. Мероприятия по экономическому развитию сельского поселения

18

4.2. Мероприятия по развитию зон жилой застройки

26

4.3. Мероприятия по развитию объектов социальной инфраструктуры

28

4.4. Мероприятия по развитию центров населенных пунктов, системы общественных зон и комплексов

34

4.5. Мероприятия по сохранению историко – культурного наследия

35

4.6. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

36

4.7. Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры

38

4.8. Мероприятия по охране окружающей среды

44

4.9. Мероприятия по оптимизации административного деления и изменению границ

46

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ЗащитЕ территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

48

приложения

50

 

ВВЕДЕНИЕ

Проектная документация генерального плана муниципального образования Кощинского сельского поселения (далее – Кощинское СП, сельское поселение, СП) соответствует требованиям Градостроительного, Земельного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, областного закона от 25.12.2006 № 155-з «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области», постановлению Администрации Смоленской области от 18.05.2007 № 188 «Об утверждении положения о составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Смоленской области», законам и иным нормативным актам Смоленской области и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

Электронная версия проекта генерального плана адаптирована для работы с программным продуктом ГИС Нева.

Цифровая топографическая основа выполнена в системе координат МСК – 67, имеет возможность перевода в государственные системы координат.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение о территориальном планировании МО Кощинского сельского поселения подготовлено в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ в качестве текстовой части материалов в составе проекта  генерального плана поселения, содержащей цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения.

Генеральный план направлен на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральный план разработан и реализуется в пределах существующих  границ Кощинского сельского поселения.

В составе Генерального плана Кощинского сельского поселения выделены следующие временные сроки его реализации:

Генеральный план разработан на следующие проектные периоды:

I этап (первая очередь строительства) – 2023 г.

II этап (расчетный срок Генерального плана) – 2043 г.

В составе генерального плана установлены:

– территориальная организация и планировочная структура территории поселения;

– функциональное зонирование территории поселения;

– границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства муниципального значения;

– даны предложения по изменению границ земель сельскохозяйственного назначения.

Проект генерального плана оценивает основные конкурентные преимущества и природно-хозяйственные возможности территории, которые обосновывают целевые направления развития планируемой территории. Поддержка таких преимуществ и возможностей средствами территориального планирования осуществляется в рамках ряда ограничений и соблюдения обязательных условий развития – социальных, природно-экологических, техногенных, инженерно-геологических и других. В силу этого содержание генерального плана стремится к оптимизируемому компромиссу между существующими потребностями развития территории и социально-экономическими условиями, влияющими на характер решения актуальных и прогнозируемых в поселении проблем.

С целью сохранения баланса государственных, муниципальных и частных интересов предложенные в составе генерального плана градостроительные решения подлежат обязательному общественному обсуждению. Таким образом, генеральный план, определяющий стратегию и тактику развития территории, является документом общественного согласия.

Генеральный план поселения разработан с учетом действующих в муниципальном образовании комплексных программ развития территории поселения, с учетом предложений, содержащихся в схеме территориального планирования Смоленской области (2007 г.), «Схеме территориального планирования Смоленского района Смоленской области» (2008 г.).

Генеральный план сельского поселения состоит из текстовых и графических материалов и электронной версии проекта.

Графические материалы собраны в электронном виде отдельным томом, и включают в себя карты (схемы) масштабов от 1:2000 до 1:10000 в том числе:

1) границы поселения;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения;

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения сельского поселения;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения сельского поселения или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Текстовая часть Положения о территориальном планировании включает в себя:

– анализ состояния территории, проблем и направлений её комплексного развития;

– перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения, включая: предложения по границам функциональных зон и параметрам их планируемого развития, характеристиках развития систем социального, транспортного и инженерно – технического обеспечения территории поселения, меры по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, меры по сохранению объектов культурного наследия местного значения, выделению резервных территорий, выполняющих санитарно-технические и средозащитные функции, предложения по установлению или изменению границ населенных пунктов, предложения по развитию планировочной структуры населенных пунктов;

– перечень основных факторов риска, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализация проекта Генерального плана сельского поселения осуществляется на основании первоочередных мероприятий по реализации Генерального плана.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПОСЕЛЕНИЯ

Генеральный план поселения – документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития поселения.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения условия формирования среды жизнедеятельности, направления развития территории поселения, зонирование территории, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Основной целью Генерального плана Кощинского сельского поселения является обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, устойчивого социально – экономического, экологического, инженерно-технического и архитектурно – пространственного развития сельского поселения.

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ в Генеральном плане определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Цель разработки – формирование стратегии градостроительного развития Кощинского сельского поселения до 2043 года.

Основные задачи – определение стратегических направлений градостроительной деятельности:

  • создание условий для устойчивого развития территории сельского поселения;
  • определение назначений территорий сельского поселения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов;
  • развитие социальной инфраструктуры путем упорядочения и дальнейшего строительства сети новых объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта;
  • реконструкция и модернизация существующей инженерной инфраструктуры;
  • модернизация существующей транспортной инфраструктуры;
  • сохранение архитектурно-природного ландшафта, включающего памятники истории, культуры и зодчества, в целом, исторически ценной среды, сочетающей функции общественного центра и места проживания жителей;
  • обеспечение экологической безопасности среды проживания и повышение устойчивости природного комплекса сельского поселения.

Принципы и средства решения задач:

Градостроительная концепция учитывает пространственно-ресурсные предпосылки всей системы организации района и области:

  • учет условий и предпосылок, в том числе сложившихся позитивных традиций;
  • учет оценки градостроительных ограничений;
  • формирование (модернизация и укрепление) иерархии планировочного каркаса;
  • зонирование с выделением зоны активного экономического развития;
  • определение мероприятий по территориальному планированию.

Учет внешних условий и предпосылок развития поселения

Внешние условия развития Кощинского сельского поселения определяются, в первую очередь, его местом в Смоленском районе Смоленской области, связями с другими районами и регионами.

Учет градостроительных ограничений

Градостроительные ограничения и требования в выборе градостроительных решений базируются на положениях нормативных правовых документов федерального и областного уровня. Ограничения развития сельского поселения представлены в обосновывающих материалах.

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

 

3.1. Экономико – географическое положение

Кощинское сельское поселение – муниципальное образование в составе Смоленского района Смоленской области России. Административный центр – деревня Кощино. Общая площадь сельского поселения: 86,68 км, расположено на юго-восточной части Смоленского района, граничит:

на востоке и юге – с Починковским районом;

на западе – с Талашкинским сельским поселением;

на севере – с Пригорским сельским поселением;

Крупные реки: Мошна, Сож.

На территории поселения находятся 10 населённых пунктов: Борешино, Гевино, Горяны, Замятлино, Кощино, Кощино-1, Лучинка, Муравщина, Немчино,  Раково (табл.1).

На территории Кощинского сельского поселения проходит автомобильная дорога А141 Орёл – Витебск, железная дорога Смоленск – Рославль, ЛЭП Десногорск – Смоленск.

Территория Кощинского сельского поселения определена в границах, утвержденных областным законом от 28 декабря 2004 года № 135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений».

При комплексной оценке территории были выделены зоны с особыми условиями использования территории:

1. Зоны, формируемые природными ограничениями:

– земли водного фонда (водотоки, водоемы);

– зона паводка;

– земли лесного фонда, имеющего природоохранное назначение.

2. Зоны, формируемые санитарно-гигиеническими ограничениями:

– водоохранные зоны;

– санитарно-защитные зоны производственных и коммунальных объектов;

– санитарные разрывы автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи, газопроводов.

На территории поселения выделены следующие функциональные зоны: жилая (включая приусадебные участки), общественно-деловая, производственная, инженерно-транспортная, сельскохозяйственного использования, специального назначения, рекреационная зона и зона ООТ – земли, входящие в охранную зону памятников на территории Кощинского сельского поселения.

В Приложении 1 представлены площади функциональных зон населенных пунктов Кощинского СП и общая проектируемая площадь населенных пунктов.

Выделение общественно-деловых зон предусмотрено для показа территорий существующих и предполагаемых к размещению административных учреждений, организаций управления и связи; объектов здравоохранения, учреждений образования, культуры и досуга, а также территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов), представляющих собой центры населенных пунктов. Общественно-деловая зона в настоящее время представлена преимущественно на территории административного центра поселения – д. Кощино. Развитие общественно-деловой зоны предполагается осуществлять также в деревне Муравщина.

Зоны сельскохозяйственного использования земель включают массивы сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, и пр.) за пределами границ населенных пунктов и внутри них.

Зоны специального назначения представлены на территории д. Кощино (мусороперерабатывающий завод), а также и в других населенных пунктах (кладбища).

Помимо указанных видов зон, показаны резервные территории для жилищного и производственного строительства.

Территория поселения включает в себя 10 населенных пунктов, общая численность населения Кощинского сельского поселения по состоянию на 01.01.2013 г. – 2042 человека, численность населения по населенным пунктам Кощинского СП представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика численности населения Кощинского сельского поселения

Наименование населенных пунктов

Численность населения, чел.

Темпы роста, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

 к 2009 г.

2011 г.

к 2010 г.

2012 г.

 к 2011 г.

Кощино (деревня)

1827

1811

1819

1818

99,12

100,44

99,95

Борешино (деревня)

49

48

48

49

97,96

100,00

102,08

Гевино (деревня)

26

24

21

22

92,31

87,50

104,76

Горяны (деревня)

40

42

38

37

105,00

90,48

97,37

Замятлино (деревня)

20

20

19

19

100,00

95,00

100,00

Кощино-1 (деревня)

-

-

-

-

-

-

-

Лучинка (деревня)

12

14

13

15

116,67

92,86

115,38

Муравщина (деревня)

40

34

36

34

85,00

105,88

94,44

Немчино (деревня)

46

44

40

40

95,65

90,91

100,00

Раково (деревня)

12

9

8

8

75,00

88,89

100,00

ИТОГО

2072

2046

2042

2042

98,75

99,80

100,00

 

 

Границы сельского поселения и сельских населенных пунктов отражены на карте-схеме «Административно-территориальное устройство Кощинского сельского поселения» и карте (схеме) функционального зонирования Кощинского сельского поселения.

Сложившаяся планировочная структура в основном отвечает требованиям организации территориально – хозяйственного устройства сельского поселения на перспективу.

Основополагающие факторы, влияющие на планировочное развитие территории сельского поселения, и направления такого развития:

– главным компоновочным центром опорного каркаса сельского поселения является административный центр – д. Кощино, которая расположена достаточно близко к районному центру – г. Смоленску;

– экономико-географическое положение поселения способствует развитию на его территории небольших предприятий по переработке продукции сельскохозяйственных предприятий, объектов туризма и рекреации;

– длительная история освоения территории, исторический потенциал поселения позволяет возродить традиционные промыслы с четким позиционированием их продукции на рынке, традиционные праздники для развития туристического бизнеса и продвижения продукции собственного производства, усадебный тип землепользования для восстановления элементов традиционного общества;

– хроническое уменьшение численности постоянного населения сельского поселения в целом, его центра и абсолютного большинства населенных пунктов;

– отсутствие больших (более 500 человек) населенных пунктов, за исключением административного центра – д. Кощино;

– наличие не обеспеченных транспортным обслуживанием территорий;

– по территории поселения проходит автомобильная дорога А141 Орёл – Витебск (имеет федеральное значение).

 

3.2. Прогноз численности населения

В целях настоящего генерального плана прогноз численности населения Кощинского сельского поселения был рассчитан по двум сценариям:

1) на основе существующей демографической ситуации;

2) с учетом механической миграции населения в результате внедрения ряда мероприятий, направленных на развитие сельского поселения;

Сценарий №1.

Расчетный период включает в себя следующие этапы:

  • 1 очередь – ориентировочно 2023 год;
  • расчетный срок – ориентировочно 2043 год;
  • в качестве базового года для прогнозных расчетов принят 2012 г.

Характеристика существующей демографической ситуации и прогноз численности населения сельского поселения на расчетный срок производились на основе предоставленных данных по общей численности населения за полный 2012 год, а также сведений о естественной динамике и изменении половозрастной структуры населения.

Прогнозирование общей численности населения осуществлялось по модели, отражающей линейную функциональную зависимость общей численности населения от показателей естественного движения населения. Расчет численности населения на определенный период производился по формуле:

,

где: x – год, на который производится расчет; Nx – общая численность населения в год «х»; N0 – общая численность населения в 2012 г.; b – ежегодное число родившихся в населенном пункте; d – ежегодное число умерших в населенном пункте.

Ежегодное число родившихся и умерших в населенных пунктах было определено как среднее значение соответствующих показателей за 2007 – 2012 гг.

Расчетные данные, полученные в результате прогнозирования численности населения на 2023 г. и 2043 г. обобщены в виде таблицы 2.


Таблица 2

Прогноз численности населения Кощинского сельского поселения

Наименование населенного пункта

Численность населения на конец 2012 г., чел.

Численность населения на конец 2023 г., чел.

Численность населения на  конец 2043 г., чел.

Кощинское сельское поселение

2042

1868

1552

 

 

Таким образом, исходя из сложившейся на сегодняшний день демографической ситуации, в прогнозируемом периоде сохранится тенденция естественной убыли населения. По прогнозным расчетам, среднегодовая численность населения сельского поселения в 2023 г. составит 1868 человек, к 2043 г. – 1552 человека. Таким образом, к 2043 г. в Кощинском сельском поселении ожидается сокращение общей численности населения на 490 человек. Как уже указывалось выше, основной причиной сокращения численности населения является естественная убыль.

Решением демографической проблемы является проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие потенциала Кощинского сельского поселения, которые позволят обеспечить, в первую очередь, миграционный приток населения (в основном, за счет молодых специалистов), а затем и естественный прирост, следствием чего, в свою очередь, станет рост коэффициента эффективности воспроизводства населения.

 

Сценарий №2.

При определении прогнозной численности населения Кощинского сельского поселения учитывались положения «Концепции демографического развития Смоленской области на период до 2025 года»[1], которая учитывает особенности демографического развития Смоленской области и основывается на Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Концепция направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в Смоленской области.

Целями демографического развития Смоленской области на период до 2025 года являются:

– стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 991-993 тыс. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 1014 тыс. человек;

– повышение качества жизни населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет;

– увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

– обеспечить миграционный прирост населения.

Достижение целей демографического развития Смоленской области зависит от успешного поэтапного решения таких задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию демографической ситуации и обеспечение устойчивого поступательного развития социальных институтов, а также закрепление полученных положительных результатов во всех сферах жизни общества, как:

– снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам;

– интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения);

– создание рынка доступного жилья;

– создание гибкого рынка труда;

– улучшение санитарно – эпидемиологической обстановки[2].

Таким образом, для того, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, Администрация Кощинского сельского поселения должна сосредоточить свои усилия на проведении эффективной демографической и миграционной политики, включающей в себя:

  • рост уровня рождаемости;
  • снижение младенческой смертности и смертности населения молодых возрастов;
  • рост показателя ожидаемой продолжительности жизни;
  • рост миграционных потоков, активизация трудовой иммиграции (особенно в период 2023 – 2043 гг.).

Росту рождаемости и снижению смертности будет способствовать дальнейшая реализация на территории Смоленского района приоритетного национального проекта «Здоровье», в рамках которого происходит оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, а также производится выдача родовых сертификатов, что способствует оказанию более квалифицированной медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов.

На поддержку материнства и детства направлены мероприятия и на региональном уровне (областные Законы «Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка» и «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей на территории Смоленской области»)[3].

Исходя из вышеуказанного, перспективные показатели демографической ситуации в Кощинском сельском поселении выглядят следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Основные тенденции естественного движения населения

Кощинского сельского поселения

Наименование показателя

2012 г.

2014-2019 гг.

2020-2027 гг.

2028-2035 гг.

2036-2043 гг.

Рождаемость, чел. на 1000 населения

10,28

10,37

12,89

15,42

16,84

Смертность, чел. на 1000 населения

10,77

7,95

7,34

6,73

6,23

Естественный прирост, чел. на 1000 населения

-0,49

2,42

5,55

8,69

10,61

 

 

Как видно из таблицы 3 к 2043 г. коэффициент рождаемости возрастет с 10,28 до 16,84 промилле, коэффициент смертности, напротив, снизится с 10,77 до 6,23 промилле, что соответствует тенденциям, намеченным в «Концепции демографического развития Смоленской области на период до 2025 года». Таким образом, величина естественного прироста возрастет с 0,49 до 10,61 промилле в 2043 г., что, безусловно, благоприятно отразиться на развитии экономики сельского поселения и качестве жизни населения.

Положительное влияние на демографическую ситуацию в сельском поселении также окажет дальнейший ежегодный миграционный прирост, преимущественно за счет трудовых мигрантов обоего пола.

На основе существующих и заложенных тенденций демографической и миграционной активности были определены возрастные изменения в структуре населения на перспективу, в результате которых была получена проектная возрастная структура населения Кощинского сельского поселения на расчетный срок до 2043 года (таблица 4).

Таблица 4

Прогноз динамики численности и возрастной структуры населения

Кощинского сельского поселения

Возрастная группа населения

2012 г.

2019 г.

2027 г.

2035 г.

2043 г.

 
 

В абсолютном выражении, чел.

 

Общая численность населения, в том числе по категориям населения:

2042

2411

2470

Назад
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Администрация Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, 2022

8 (4812) 47-27-98 тел./факс.: 8 (4812) 47-27-98
E–mail: koshino@mail.ru
Почтовый адрес: 214513 Смоленская область Смоленский район
д. Кощино ул. Дружбы д. 31

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!